Чем отличается типография от полиграфии

Типография и полиграфия – два совместимых понятия, однако они не равные и имеют разные обозначения. Зачем эта информация нужна? Для заказчика – чтобы грамотно объяснить свой заказ в случае необходимости, рекламисту и печатнику – для подтверждения профессионализма. Трудно получить доверие от клиента тому, кто не различает типографию от полиграфии.

Научная точка зрения

Как преподавали в профильных вузах, полиграфия – это отрасль промышленности, а типография – это производство, задействованное в данной отрасли. Однако с течением времени понятия смешались, чтобы досконально разобраться, стоит рассмотреть каждое по отдельности.

Полиграфия

Чтобы понять различия, стоит досконально разобраться в понятиях. Полиграфия сегодня может иметь несколько значений.

Продукция. «Полиграфия» – обобщающее слово на профессиональном сленге, под которым подразумевается разная печатная продукция. По этому признаку классифицируется:

  1. Деловая полиграфия: бланки, календари, именные визитки, брендированные конверты, папки, блокноты и т. п.
  2. Рекламная полиграфия: флаеры, буклеты, постеры, афиши, плакаты, корпоративные визитки.
  3. Спецполиграфия: бланки строгой отчетности, книжечки паспортов, государственные сертификаты и пр.
  4. Производственная полиграфия: этикетки, упаковки, наклейки и т. п.
  5. Информационная полиграфия: журналы, каталоги, справочники, проспекты, буклеты, книги, газеты, альманахи и т. п.

Итак, получается, что современный «печатный бизнес» превратил отрасль промышленности в общее название изделий.

Кроме того, часто можно слышать понятие «оперативная полиграфия». Ею занимаются малые производственные предприятия, чаще – копицентры. Как правило, такие компании имеют небольшой цех, в котором чаще используется следующее оборудование:

  • цифровая печатная машина или ризограф;
  • сабельный либо резак-гильотина (ручной или автоматизированный);
  • биндер (для сборки многолистовой продукции);
  • ламинатор (для изготовления «пластиковых» карт);
  • нумератор, профессиональный степлер (для сшивки небольших тиражей продукции) и пр.

Если типография занимается в основном большими тиражами (на данном производстве используются автоматизированные линии для многотиражной печати), оперативная полиграфия – место, куда стоит обращаться за малым количеством печатной продукции. Например, если вам понадобилось сделать 2 календаря, типография за это не возьмется. Все потому, что в этом случае формы и пленки для запуска тиража обойдутся очень дорого. В случае с 2-мя календарями, копицентр или «оперативная полиграфия» – то что нужно.

Если же речь идет о печати 1000 книг, тут малое производство не поможет. Нужно обращаться в компанию, которая либо тесно сотрудничает с изготовителями, либо имеет свою типографию.

Понятие типографии

типография

Типография – это промышленное производство, в котором происходит обычно цикл изготовления многотиражной продукции. Он включает в себя:

  1. Верстку. Дизайнер-верстальщик адаптирует электронный формат продукции под требования конкретного оборудования. Эта процедура называется допечатной подготовкой макета.
  2. Изготовление печатных форм. Специальное производство элементов, которые устанавливаются в автоматизированную линию для изготовления тиража.
  3. Офсетная печать. Минимально возможный формат – А3+, но чаще всего применяется А2, А1, А0. Кстати, верстальщик раскладывает продукцию строго по имеющемуся размеру. Поэтому нестандартные размеры изделий будут стоить дороже. Они не укладываются на лист полностью, соответственно, требуется большее количество бумаги, остается много отходов.
  4. Послепечатная обработка. Здесь может быть целый каскад работ, среди которых: УФ-лакирование, ламинирование, выборочная лакировка, брошюрование, листоподбор и пр. Все зависит от возможностей производства.

В типографию нет смысла обращаться с малыми тиражами (до 1000 единиц). Типографское производство не рассчитано на малые объемы, хотя в некоторых случаях устанавливаются цифровые печатные линии. Это дорогостоящее оборудование, которое может выдавать полноцветные оттиски в количестве от 1 штуки без удорожания себестоимости.

Сборный тираж – секрет для клиента

В типографском деле есть такое понятие, как сборный тираж. Например, одному заказчику требуется 1000 листов А4, другому – 1000 листов А5, третьему – 2000 А6, а четвертому – 1000 А3. В этом случае специалисты могут создавать сборные тиражи, продавая место на листе значительно дешевле, чем стоила бы самостоятельная печать 1000 экземпляров, например А4 формата.

Все потому, что, как говорилось выше, печать идет крупными форматами А2 и выше. Как раз на 1 лист А2 лягут: 1 лист А3, 1 лист А4, 1 лист А5 и 2 листа А6 (ведь каждый из форматов кратен последующему, например, на одном А4 помещается 2 А5, и т. п.). Соответственно, запустив тираж в 1000 А2, мы получим желаемые типы продукции.

Потому, если клиент хочет удешевить цену своего заказа, он может осведомиться о наличии места в сборном тираже. То же можно сделать, если очень важна срочная печать совсем маленькой продукции (например, визиток). Ее могут доложить к другому изделию.

Итак, мы выяснили, что типография – есть производство (этот термин не изменен), а полиграфия – отрасль промышленности, а также виды печатной продукции. Вот в чем и есть главное различие двух понятий.