Брошюра

Брошюра – это многополосная полиграфическая продукция. Представляет собой непериодическое печатное издание объемом от 4 страниц, сшитых между собой различными способами (от франц. brochure – «сшивать»). Визуально это мини-книга с мягкой обложкой.

Такую продукцию заказывают как коммерческие, так и государственные предприятия. К печати брошюр, как и к любой другой современной печатной продукции, применяются строгие требования, ведь от качества бумаги, цветового оформления, способа производства, дизайна и многих других моментов зависит, будет ли достигнута цель, для которой напечатана та или иная брошюра.

Особенности изделий

Стоит выделить основные отличия брошюр:

  • информативность – дают целевой аудитории намного больше информации, чем листовки и буклеты;
  • презентабельность – внушают доверие к компании; брошюры выбрасываются намного реже, чем другие раздаточные материалы;
  • компактность – удобно распространять;
  • приемлемая стоимость;
  • долгосрочное использование.

Виды брошюр

Существует несколько видов брошюр, в зависимости от их назначения.

Информационные

Носят обучающий или ознакомительный характер. Используются в социальной рекламе или в учебных учреждениях. Также такие брошюры могут служить инструкцией по использованию какого-либо товара. К их изготовлению обычно подходят экономно – недорогая бумага малой плотности, неброский дизайн, часто в черно-белой цветовой гамме.

Рекламные

Цель рекламных брошюр – продвижение товара или услуги. Они имеют интересное продающее содержание, яркий и креативный дизайн, увлекают и побуждают читателя к покупке. Качество бумаги зависит от бюджета рекламной кампании.

Имиджевые, или ознакомительно-деловые

Эти брошюры тоже относятся к рекламным, но дают наиболее полные сведения о компании, ее продукции и услугах. Они ведут клиента к заключению конечной сделки. Изготавливаются из бумаги высокого качества и имеют дизайн в фирменном стиле компании, которую рекламируют, так как по этим данным клиенты и партнеры судят о ее надежности и солидности.

Есть брошюры, которые сочетают в себе несколько видов информации – рекламной, социальной, справочной и т. д., их нельзя отнести к какому-то конкретному виду. Их могут распространять в лечебных учреждениях и многофункциональных центрах.

Поскольку большинство людей лучше воспринимают информацию визуально, даже деловые брошюры дополняются яркими фото и иллюстрациями.

Также брошюры бывают разными по виду печати:

  1. Офсетная. Этот способ выгоднее использовать при печати больших тиражей.
  2. Цифровая. Ее применяют для срочной печати малых и средних тиражей.

Форматы брошюр

Существует несколько видов форматов, обозначаемых буквой и цифрой (А2, А3, А4 и т. д.). Каждое такое обозначение имеет определенный размер, который увеличивается обратно пропорционально цифре. Эти международные стандарты утверждены более 100 лет назад и успешно используются типографиями и издательствами во всем мире. Рассмотрим самые распространенные форматы, которые используются при изготовлении брошюр:

  1. А3 (297х420 мм). Хорошо подходит для брошюр с крупными изображениями и масштабными схемами. Брошюры такого формата выглядят внушительно и солидно. Обычно используются для презентаций небольшим аудиториям.
  • А4 (210х297 мм). Один из наиболее востребованных и распространенных стандартных форматов. Брошюры А4 удобно держать и листать, текст в них легко читается и анализируется: не нужно напрягать зрение. Такой формат больше подходит для печати деловых изданий, продукцию удобно транспортировать вместе с другими документами аналогичного формата.
  • А5 (148х210 мм). Такие брошюры также широко распространены и удобны благодаря своей компактности: они помещаются в любую сумку. Лучше всего подходят для рекламной информации в сжатом объеме с иллюстрациями.
  • А6 (105х148 мм). Подходят для краткого лаконичного рекламного описания продукта. При удачном цветовом решении могут еще долго напоминать читателю о себе.
  • Евро-брошюры (210х100 мм). Это самый маленький формат. Подходит для размещения рекламной информации в виде тезисов. Эти брошюры очень легко распространять, они везде на виду и повышают шансы продукта отпечататься в памяти и вызывать ассоциацию с ним.
  • Квадратные (210х210 мм). Оригинальный и непривычный формат. «Изюминка» брошюр этого формата – дизайн. С его помощью можно выгодно обыграть любую тему, сэкономив на услугах типографии, и привлечь внимание клиента. На квадратных брошюрах интереснее смотрятся симметричные центровые изображения.

Также в последнее время клиенты типографий часто останавливают свой выбор на нестандартных форматах, стремясь к тому, чтобы брошюра как можно лучше запомнилась читателю, в том числе и своими оригинальными размерами.

Бумага

На качество брошюры напрямую влияет плотность бумаги, из которой она изготавливается. Этот параметр определяется весом листа на 1 квадратный метр в граммах. При изготовлении полиграфических изданий применяют двухстороннюю печать.

Для брошюр лучше всего подходит глянцевая или матовая мелованная бумага. Только для обложки берут бумагу более высокой плотности – до 200 г/м2, а для внутреннего блока менее плотную – 80–130 г/м2. Самое распространенное сочетание – обложка 170 г/м2, внутренние листы 115 г/м2. При желании заказчика обложку можно заламинировать, это продлит срок эксплуатации брошюры и придаст ей более эффектный вид. Но бывают брошюры и без обложки. Также используется офсетная бумага плотностью от 80 до 300 г/м2.

Мелованная бумага придает брошюрам яркость и блеск, формирует насыщенные оттенки, четкие контуры. Стоимость офсетной бумаги в сравнении с мелованной относительно невысока (при белизне от 80 % и более), что часто определяет выбор заказчика в сторону именно такой бумаги. При изготовлении брошюр может также использоваться переработанная бумага. Об этом должно упоминаться на одной из страниц издания. Чем тоньше листы, тем дешевле обходится печать.

Не менее важно

Также при выборе бумаги для брошюр нужно обратить внимание на некоторые другие ее свойства:

  1. Гибкость. Чем тоньше бумага, тем большей гибкостью она обладает. Например, брошюру из 15 листов плотностью 300 г/м2 вряд ли получится закрыть.
  2. Белизна. Это способность бумаги отражать свет. Коэффициент белизны варьируется в пределах от 60 до 98 %. Это один из решающих факторов при выборе материала для печати: чем контрастнее фон и изображенные на нем элементы, тем лучше такая картинка воспринимается глазом.
  3. Матовость или глянцевость. Глянцевая бумага обладает высокой долей зеркального отражения, матовая – диффузного. Первый вариант лучше подходит для обложек и изображений, но от перенасыщения бликами быстро устают глаза, поэтому глянцевую (или лощеную) бумагу можно комбинировать с матовой, напоминающей на ощупь персиковую кожуру. Матовая бумага чаще используется для текстового наполнения. Но выпускаются как полностью глянцевые, так и матовые брошюры. Это зависит от пожеланий заказчика.
  4. Непрозрачность. С противоположной стороны листа информация не должна просвечиваться.
  5. Влажность. Не должна превышать 5–7 %. Если влажность меньше, бумага станет хрупкой и ломкой; если больше – листы начнут слипаться и деформироваться.
  6. Фактура. Поверхность бумаги может быть ровной, тисненой или шероховатой.

Эти и другие технические аспекты, такие как усадка при высыхании, коробление, статическое электричество, прочность на растяжение и разрыв, в той или иной степени влияют на выбор бумаги для изготовления брошюр.

Способы скрепления брошюр

Различают несколько способов скрепления брошюр. Какой из них будет применяться, зависит от количества страниц, плотности бумаги и цели использования продукции:

  1. Скобы. Проверенный временем, надежный и экономичный метод. Так всегда скрепляли обычные тетради. Используется для обработки брошюр объемом до 60 страниц. Также могут применяться евроскобы – они имеют необычную изогнутую форму. Есть две разновидности этого способа:
  2. «внакидку» – середина корешкового сгиба прокалывается в двух и более местах концами скобы и закрепляется;
  3. «втачку» – сгиб прокалывается с лицевой стороны, а концы скобы зажимаются не внутри, а снаружи. При таком варианте скрепления брошюра будет недостаточно хорошо раскрываться.
  • Сшивание нитками. Подходит для скрепления брошюр в плотной обложке и с количеством более 60 страниц. Листы сшиваются между собой, а затем соединяются с обложкой при помощи термоклея. Такой способ обеспечивает лучшее скрепление и превосходную раскрываемость блока.
  • Швейно-клеевой. Для изготовления брошюр очень больших объемов листы сначала сшиваются в тетради, затем группируются и соединяются термоклеем с обложкой. Такой метод используется довольно редко.
  • КБС (клеевое бесшовное скрепление). Такая брошюра выглядит более презентабельно и солидно и может прослужить от одного года до нескольких лет. При большом объеме брошюры КБС используют в комбинации с шитьем «втачку», что продлевает срок их использования. Однако брошюры, скрепленные таким способом, плохо открываются, их нельзя положить на стол в раскрытом виде, так как клей, которым их скрепляют, прочный и неэластичный. Не рекомендуется сильно распахивать и изгибать страницы, иначе они начнут высыпаться. К тому же некоторые виды бумаги (как, например, плотная мелованная) не подходят для КБС – это нужно учитывать перед печатью.
  • На пружине. Пластиковой или металлической, разных цветов. Самый популярный и удобный, но и дорогой способ. Придает брошюре элегантный и эффектный вид. Позволяет использовать и твердую, и мягкую обложку, применять тиснение и другие виды оригинальной обработки. Пружина может располагаться как в длину, так и в ширину брошюры. Преимущества – полный разворот, возможность дополнения или замены страниц и их неограниченное количество. Перед скреплением производится перфорация страниц.
  • Болты. Брошюры, скрепленные болтами, выглядят оригинально, здесь доступен более широкий выбор цвета – пластиковые могут быть черно-белыми или цветными; металлические – под серебро или золото. Способ аналогичен скреплению на пружину, но у него тот же минус, что у КБС – плохая раскрываемость изделия. Можно встретить брошюры на болтах, скрепленные веером ­­– они смотрятся еще более необычно.
  • Кольца. Брошюры на кольцах любят заказывать владельцы ресторанов и кафе, а также таким способом скрепляются брошюры-каталоги. Страницы на кольцах, как и на болтах, могут скрепляться веером. Такие брошюры общий плюс с изделиями на пружине – в них легко можно заменять страницы или дополнять их количество.

После скрепления брошюра приобретает законченный вид. Детальное раскрытие актуальной темы, качественные иллюстрации, использование современных технологий при печати делают брошюру важной неотъемлемой частью бизнеса, позволяют не затеряться среди конкурентов и постоянно растущей сферы услуг.

Типографии печатают брошюры по макету заказчика, но также разрабатывают и свой, при согласовании его, конечно же, с клиентом. Чтобы получить качественную продукцию, над ее изготовлением работает целая команда: дизайнеры, верстальщики, печатники и постпечатники. Консультация специалиста перед заказом поможет выбрать оптимальный вариант бумаги, формата и типа скрепления, а значит, достичь наилучшего результата.